Main     Biography     Painting     Graphic     Contacts      [ рус ]

 

My History  |  Touch of Brush  |  PriBAMbasy (Fancy gadgets)  |  "We had a wonderful epoch"  |  39,2 Degree and Above  |  Man Shall Not Live By Chair Alone...

Man Shall Not Live By Chair Alone...

I was always lucky to get "heavy-working" posts. The same kind was in 2004: I became a Director of the Museum of Russian Art. But before that there were a lot of events that I can't avoid being engaged into biography. You may remember, as in ancient chronicles their authors narrated about dukes' actions and numerous wars a year after year, told about the main stream (as we say today). If the sovereign didn't do anything special, or there was no campaign against enemies, chronicler without further ado wrote indicating the year: "Nothing happened".

There were no such "interruptions" in my biography. To the end the 90-ies I was already a famous expert in paintings of ancient masters, as well I paid enough attention to attribution of the canvas of the painters belonging to closer decades. Then (besides the situation has slightly changed until today) there were few common experts and experts of names. Mostly they belong to museum staff. Those who actively work on a junction of stylistic and technology expertise, have experience in restoration, who know art from inside, are the most qualified. Then tell me if I am not an ideal expert. Nothing to hide, the expertise is rather painstaking and routine work, in most cases it has neither hot-shot intrigue nor detective elements. Naturally difficult cases happen when some people set up for the painting of the famous artist the contemporary's painting (stylistically close to the master). Of course, it is a great delight to "catch" a counterfeit – you never get rid off the standard professional hazard. But also funny situations happen. Once, an artist brought me a client who wanted to expertise a painting. I said at once that it was a new "remake" and pointed out the reason: brushstrokes didn't harden, remained too soft. My visitors left. Suddenly five minutes later the artist returns and asks: "Could you tell what I should do to make paints look older?"

I shared my experience not only in practice but in the theory as well. As a maestro I taught students expertise and auction maintenance in the State Academy of the managing staff of the Ministry of Culture. So I was rich and successful, praising myself.

But that is my character: constancy has always been a synonym of narrow-mindedness and stupidity for me. And mastering other fields of activity was a peculiar stimulus to discovering something new in people and myself. Besides this is a great way to get rid of burden of past years turning over, like a young man, a new leaf. "Soul must work hard", Nikolay Zabolotskiy wrote, I would add to this classical formula: and remain young.

So I thought what if I become a Director of a museum? I shared my thoughts in the Municipal administration of culture where frankly speaking I had free access. The consideration was simple: you shouldn't wait until the ball comes to the player, you need to come to the ball. I wasn't wrong. And chance helped: Tamara Nikolaevna Soldatova, the Director of the Museum of Russian Art, decided to resign.

And suddenly I stood in reverent awe. The Museum of Russian Art has always been for me something almost unattainable, a delight since my early days, from the time I was sixteen when I visited it the first time.

Besides I got a kind of fear on a very down-to-earth level. Everything is running smoothly in my work. Wheels of business mechanism don't creak, expertise brings money, I have got plenty of esteem and respect, and now there is an absolute "way to the unknown". I couldn't sleep and eat for three days solving the classical question: to be or not to be? And then it dawned to me. Of course if you interpret this post as problems, responsibility and so on and so forth, then it is not worth meddling. What if it is a sunny day of the new life start, then take away doubts. I made a decision and I had got a feeling that I had a birthday which I waited for a long time. This holiday spirit doesn't leave me for five years, all the time that I head the Museum. Each day brings me presents – new ideas.

I was introduced to the museum team September 12th, 2004. There was a tense sense in the air, it was felt that everybody asked a question: what is life preparing to them after strong-willed and goal-seeking director, as Soldatova was? Maybe, he will puzzle or he won't harm – almost like Kozma Prutkov said. Soon the staff saw a kind of democrat: my first day I started with helping the charwoman to carry a bucket with water to the second floor. But they also noticed a kind of gentility: even to the show I came wearing dandyish white costume, not an "outfit" suiting to an official. That's a light beam in the museum kingdom.

Since then I serve to the Museum, not work for it, as the word "work" is so much insipid and trivial. The museum house, as we call our abode, is not just a place where paintings are kept, this is a space where a miracle happens day after day. As paintings become masterpieces only in touch with the audience producing a sparkle of human emotions. Except the artist's talent enclosed in them they must be in permanent communication with people who admire them to be come masterpieces as a result of co-creativity. Time never stops in the museum, it hastens its step, we turn over the centuries inhere living our and somebody else's lives in the great works of masters. A unique memory of the mankind, art code, universal language of communication, is concentrated inhere.

Maybe because of this tense sense of time, not lost (like of Marcel Prust) but found each day, the first thing I started my museum activity was a repairing of ancient long-case clock that now count out hours and minutes in our entrance hall. For me music of a museum is a creak of parquet and striking of clock. And another thing was a director's office; a museum starts in it, like a theater starts with hanger. The idea of its redecorating was at first very utilitarian, taking into account the specifics of our not so rich (for money) culture. I imagined to myself as I would meet the potential sponsor and other not so poor people in this miserably furnished office to ask for money for art projects. They will get a thought at once: "At first he will buy some bread for himself for this money at such devastation". So I did the office an artwork matching to the Museum. Just imagine it effectively works on the level of the sponsor's mind.

The staff calls me with a nickname "Great fairy teller". At first it had a shadow of irony, that meant the director would assimilate the new post and would restrain his reforming and innovating ardour. Now when time passed, everybody received evidence that my dreams in most cases came true. And colleagues are waiting for my new ideas as a fact close to accomplishment. At the beginning I was running ahead the museum "train", now I have workers, young "Chapayevs" who step ahead of me.

A director of a museum must be a master of culture more than any minister or other official in this very culture. That's why high life and publicity of the activity became a managing style for me. Ask any ambassador, minister or president, current or ex-, who is Vakulenko. Be sure they know. So they know the Museum of Russian Art. It must be frankly confessed, ambition like any successful leader needs not only self-heating (don't mix it with self-admiration), but nourishment from outside. Recently the magazine "Art Ukraine" included me into the list of fifty the most influential people in the art world of our country, endowing with a title – sex-symbol of the museum affairs. As they say, read and envy...

But if a person appears who can do better what I deal now, unhesitatingly I give up my place to him. By myself… I become a minister of culture, but it will be another story.

It seemed that service to the Museum replaced me the creative work, having become a self-valued artwork. Until the year 2008. My friend and alumni, the person I felt good with, "not because she is shining, but because the light is not necessary with her" brought me back to painting. She just asked me to present a painting to her birthday. So my work "Autumn Endearments of Scorpio" appeared. "Violet Angel" followed it. And I understood that I was sinful, and sinned for almost ten years, when I forgot about painting. Because the gift is never vain and incidental. I returned to the fold of the Church, its name is Art. The second year I unhand brushes. About it I will talk in the future album. The life is going on, don't dare to doubt in it!

Yuriy Vakulenko

My History  |  Touch of Brush  |  PriBAMbasy (Fancy gadgets)  |  "We had a wonderful epoch"  |  39,2 Degree and Above  |  Man Shall Not Live By Chair Alone...

Главная     Биография     Живопись     Графика     Контакты      [ eng ]

 

Моя история  |  Проба кисти  |  ПриБАМбасы  |  «У нас была прекрасная эпоха»  |  39,2 градуса и выше  |  Не креслом единым…

Не креслом единым…

Мне всегда везло на «работообильные» должности. Такая случилась и в 2004 году – я стал директором Русского музея. Но до этого было еще много событий, не упомянуть о которых, занимаясь жизнеописанием, просто нельзя. Помните, в древних летописях их авторы год за годом рассказывали о деяниях князей и многочисленных войнах, писали о мейнстриме, говоря сегодняшним языком. Если же ни правитель ничего этакого не свершил, ни походов в логова врагов не случилось, летописец, не мудрствуя лукаво, писал, обозначив год: «Ничего не было».

В моей биографии подобных «перерывов» никогда не наблюдалось. К концу 90-х годов я уже был известным экспертом по живописи старых мастеров, не обходил, конечно, вниманием и атрибуцию полотен художников не столь отдаленных от нас десятилетий. Тогда (впрочем, ситуация мало изменилась ко дню сегодняшнему) просто экспертов и экспертов с именем в Украине было не так уж и много. В основном, это музейные работники. Наиболее квалифицированные из них те, кто активно работает на стыке стилистической и технологической экспертиз, имеет опыт реставрационной работы – знает живопись изнутри. Скажите после этого, чем я не идеальный эксперт? Не скрою, экспертиза – довольно кропотливый и рутинный процесс, в большинстве случаев в нем нет лихой интриги или элементов детектива. Бывают, естественно, сложные случаи, когда за работу известного художника выдают картину, написанную его современником и стилистически близкую мастеру. Конечно, получаешь удовольствие, «выловив» фальшивку – от чисто профессионального азарта никуда не деться. Но случаются и забавные ситуации. Привел как-то ко мне один художник клиента, который хотел провести экспертизу картины. Я сразу же сказал, что это «новодел», и причину указал – мазки еще не затвердели, остались слишком мягкими. Ушли мои посетители. Вдруг минут через пять возвращается художник и спрашивает: «Скажите, а как сделать, чтобы краски быстрее состарились?».

Опыт свой я передавал не только на практике, но и в теории. В качестве мэтра обучал студентов экспертизе и аукционоведению  в Государственной академии руководящих кадров министерства  культуры. Так что был я не беден и успешен – в похвалу себе.

Но таков уж мой характер: постоянство всегда было для меня синонимом ограниченности и недалекости. А освоение других сфер деятельности – своеобразным стимулом к открытию чего-то нового в людях и в себе. Кроме того, это отличный способ избавляться от груза прожитых лет, начав, как в юности, все с чистого листа. «Душа обязана трудиться», – писал Николай Заболоцкий, я бы добавил к этой классической формуле: и оставаться молодой.

Вот и подумал я, а не стать ли директором музея? Мыслью этой поделился в городском управлении культуры, куда, не скрою, был вхож. Расчет мой был прост: не надо ждать, пока на ловца зверь прибежит, надо зверя приманить. И не ошибся. Да и случай помог – решила оставить свой пост Тамара Николаевна Солдатова, директор русского музея.

И тут вдруг меня почти священный трепет охватил. Русский музей всегда был для меня чем-то почти недосягаемым, предметом восхищения с младых ногтей, то есть с шестнадцати лет, когда я в нем впервые побывал.

Кроме того, появился какой-то страх на очень приземленно-материальном уровне. У меня все отлажено на работе. Колеса служебного механизма не скрипят, экспертиза приносит деньги, почета и уважения не занимать, а тут – сплошная «езда в незнаемое». Я на трое суток потерял сон и аппетит, озадачившись классическим вопросом: быть или не быть? А потом меня осенило. Конечно, если воспринимать эту должность как сплошные проблемы, ответственность и так далее, то ввязываться не стоит. А если это солнечный день начала новой жизни, то к чему сомнения? Я принял решение, и сразу же возникло ощущение, словно наступил мой день рождения, которого я долго ждал. Это праздничное настроение не покидает меня уже пять лет, все время, которое я возглавляю музей. Каждый день мне приносит подарки, – новые идеи.

12 сентября 2004 года меня представили коллективу музея. В воздухе висело напряжение, чувствовалось, что все задались вопросом: что жизнь готовит им после волевого и целеустремленного директора, каким была Солдатова? Может, озадачит, может, не обидит – почти по Козьме Пруткову. Очень быстро сотрудники разглядели во мне этакого демократа – свой первый рабочий день я начал с того, что помог уборщице поднять на второй этаж ведро с водой. Но уловили они и аристократические замашки – даже на представление я пришел во франтоватом белом костюме, а не в приличествующем чиновнику «прикиде». Вот вам и луч света в музейном царстве.

С тех пор я служу музею, а не работаю в нем, ведь в слове «работа» слишком много пресного и обыденного. Музейный дом, как называем мы свою обитель, это не просто место, где хранятся живописные полотна, это пространство, в котором ежедневно происходит чудо. Ведь картины становятся произведениями искусства, лишь соприкасаясь со зрителями, высекая искру человеческих эмоций. Помимо дара художника, в них заключенного, они должны быть в постоянном общении с людьми, ими восхищающимися – чтобы стать шедеврами, как результатом сотворчества. В музее время не останавливается, оно ускоряет свой шаг, мы листаем здесь столетия, проживая свою и чужие жизни в гениальных творениях мастеров. Здесь сосредоточена уникальная память человечества, художественный код, универсальный язык общения.

Наверное, из-за этого обостренного чувства времени, не утраченного, как у Марселя Пруста, а ежедневно обретаемого, первое, с чего я начал свою музейную деятельность – это ремонт старинных напольных часов, которые сейчас отсчитывают часы и минуты в нашем вестибюле. Для меня музейная музыка – это скрип паркета и бой часов. А еще кабинет директора, с которого, как театр с вешалки, начинается музей. Задумка его обновления была вначале очень утилитарная, учитывая специфику нашей не очень богатой на деньги культуры. Я представил себе, как буду принимать в нищенски обставленном кабинете потенциальных менеценатов и прочую не бедную публику, чтобы просить деньги на художественные проекты. У них ведь сразу мысль появится: «Да он хлеба себе поспешит купить на эти деньги – при такой-то разрухе». Вот и сделал я кабинет произведением искусства под стать музею, в котором я – хранитель древностей. Что вы думаете – на уровне меценатского сознания это очень эффективно срабатывает.

А в коллективе за мной закрепилось прозвище «великий сказочник». Вначале в него вкладывали несколько иронический смысл, дескать, поосвоится директор в новой должности, да и поумерит свой реформаторский и нововведенческий пыл. Теперь, по прошествии времени, все убедились, что мои мечтания в большинстве случаев сбываются. И коллеги ждут моих новых идей как факта, близкого к свершению. Вначале я бежал впереди музейного паровоза, а теперь появились сотрудники, молодые чапаи, которые уже шашкой впереди меня размахивают.

Директор музея должен быть вершителем культуры больше, чем министр или любой чиновник от этой самой культуры. Поэтому светскость и публичность жизни и деятельности стала для меня стилем руководства. Спросите любого посла, министра, президента – нынешнего или с приставкой экс-, кто такой Вакуленко. Будьте уверены, они знают. Значит, знают Русский музей. Да и, чего греха таить, честолюбию, так необходимому всякому успешному руководителю, нужен не только самоподогрев (только не надо путать его с самолюбованием), но и подпитка извне. Вот не так давно журнал «Art Ukraine» включил меня в список пятидесяти самых влиятельных людей в художественном мире нашей страны, одарив и соответствующим титулом – секс-символ музейного дела. Как говорится, читайте, завидуйте...

Но если появится человек, который сможет лучше делать то, чем я сейчас занимаюсь, я без колебаний уступлю ему свое место. А сам… стану министром культуры, но это уже будет другая история.

Казалось, служба музею заменила мне творчество, став самоценным произведением искусства. До 2008 года. Моя подруга и воспитанница, человек, с которым мне было хорошо, «не потому, что от нее светло, а потому что с ней не надо света», вернула меня в этот год к живописи. Она просто попросила подарить ей на день рождения картину. Так появилась моя работа «Осенняя нежность скорпиона». За ней последовал «Лиловый ангел». И тут я понял, что грешен, что грешил почти десять лет, забросив живопись. А ведь дар не бывает напрасным и случайным. Я вернулся в лоно Церкви, имя которой – Искусство. И вот уже второй год не выпускаю из рук кисти. Об этом – в следующем альбоме. Жизнь продолжается – и не вздумайте в этом сомневаться!

Юрий Вакуленко

Моя история  |  Проба кисти  |  ПриБАМбасы  |  «У нас была прекрасная эпоха»  |  39,2 градуса и выше  |  Не креслом единым…